Как повысить эффективность диалога между корпорациями и поставщиками ИТ-продуктов? Интервью с генеральным директором «Флант»

~ 1 мин

На прошедшей кросс-отраслевой конференции Ассоциации крупнейших потребителей ПО и оборудования прошла деловая сессия «Ценности и культура рынка инноваций в России». Спикеры из «Росатома», «РЖД-Технологий», «Ростеха», «Вайзтеко» и «Фланта» обсудили подходы к поиску методов и инструментов для повышения эффективности диалога между корпорациями и поставщиками инновационных продуктов. 

При подготовке к сессии генеральный директор «Флант» Александр Титов дал интервью организаторам конференции, в ходе которого рассказал, как разрабатывается стратегия развития ИТ-бизнеса, чем российский рынок отличается от зарубежного, как выстраивается коммуникация с большими корпорациями и какими компетенциями должен обладать инженер сегодня.

— Александр, могли бы вы коротко рассказать о вашей работе? Как давно ваша компания на рынке?

Я генеральный директор в компании «Флант». Развиваю бизнес, связанный с консалтингом в области DevOps, и управляю компанией. Если коротко, то это о том, как компаниям использовать современные технологии и получать из них пользу для бизнеса. Мы занимаемся облачными технологиями и DevOps больше 15 лет. Для нашей индустрии это много.

— Расскажите, что включает в себя разработка стратегии для вашего бизнеса и на какой срок вы её планируете?

Стратегия отвечает на вопрос, что мы делаем, а что — нет. Она разрабатывается как на «прямо сейчас», так и на 3–5 лет вперёд, исходя из понимания рынка и наших целей. Мы изучаем игроков на рынке и смотрим, кто и как пользуется продуктами и услугами. Как внутри компаний принимается решение — пользоваться нашими продуктами и услугами или нет. Какие есть регуляторы на рынке. Какие есть стратегии на рынке облачных сервисов. Какие технологические тренды актуальны сейчас в мире и на российском рынке. И уже исходя из общей картины, мы отвечаем на вопрос, чего мы хотим, какие компетенции будем развивать и выстраиваем путь, по которому будем двигаться.

— Как вы считаете, почему заказчики выбирают вас?

В первую очередь из-за того, что наши технологии и компетенции решают их задачи и способствуют развитию их бизнеса. Второе — мы постоянно развиваем наши компетенции и решаем всё более сложные задачи наших заказчиков. Третье — наш бизнес растёт. Мы развиваемся в России, мы верим в этот рынок, мы давно здесь и так же будем двигаться дальше. Ключевой момент здесь — это партнёрская связка технологий вендора и бизнеса заказчика. Компетенции, которыми мы обладаем, позволяют нам быть долгосрочными партнёрами.

— Что вам помогает верить в российский рынок?

Во-первых, мы можем предложить то, чего нет у многих других стран. Например, у нас есть свой поисковик от «Яндекса». Казалось бы, зачем он нам нужен, почему бы нам не использовать зарубежные технологии? Здесь два фактора пересекаются. Первый — поисковик на русском языке, второй — у нас есть люди, которые его создали. Плюс — и это важный показатель — он стал коммерчески выгодным. По сути, «Яндекс» внутри компании создал технологическую школу, то есть технологии и специалистов для разработки поисковика и остальных сервисов. Это значит, что есть люди, которые учат технологиям, и есть люди, которые развивают технологии. Есть множество стран, в которых нет ни одного специалиста, который может делать подобные вещи. А у нас в стране есть ресурс, с которым можно дальше развиваться.
Во-вторых, высокий уровень электронных государственных услуг. Мы входим в топ стран по этому показателю. И это тоже влияет на инженерную школу. «Госуслуги» — это не просто сайт, это ещё и тысячи людей, которые его создают. У нас уже есть опытные кадры, которые понимают необходимость веб-технологий, гибкой разработки и так далее.
В-третьих, финансовый сектор показал всем остальным секторам, что диджитал-трансформация позволяет коренным образом менять бизнес: переносить его в цифру и делать то, что в классическом — не цифровом — процессе сделать было бы невозможно.
В-четвёртых, по паритету покупательной способности Россия входит в пятёрку крупнейших стран. Это значит, что у нас действительно интересный и перспективный рынок.

— Что, на ваш взгляд, отличает наш рынок от зарубежного?

На нашем рынке довольно низкая конкуренция, мало игроков и большая роль государственного регулирования. Плюс в том, что при низкой конкуренций порог входа на рынок тоже низкий. Но при этом из-за государственного регулирования есть потолок, до которого необходимо включаться в задачи, которые требуются государству и людям. Одни компании об этот потолок ударяются, другие просто его игнорируют. И в этом сложность.
Этот потолок есть и на американском рынке, только он выше. Мы знаем, что, например, у Amazon Web Services есть отдельная зона для государственных нужд. Есть американское гособлако, которое сделано на базе коммерческой компании. Да, там всё плотно регулируется, и понятно, что небольшая компания из SMB-сегмента туда доступа не имеет. А у нас уже средние компании начинают испытывать ограничения, связанные с государственным регулированием. Это не хорошо и не плохо, просто особенность такая.

— Среди ваших клиентов есть крупные корпорации. Как у вас происходит коммуникация с ними, есть ли какие-то сложности и как можно их определить?

Общее у энтерпрайза — это наличие корпоративных процедур. У любой крупной компании, будь она государственная или частная, есть внутренние стандарты, политики, нормы, с которыми надо работать. Эту особенность мы учитываем. Для наших крупных клиентов —«Газпромнефть», «Альфа-Банк», «Центробанк» — мы выстраиваем систему, которая позволяет эффективно с ними работать, решать их задачи.
Чтобы выстроить систему коммуникации, мы нанимаем людей, которые в этом разбираются. Например, Solution Sales-архитекторы. Они хорошо разбираются, как устроены ИТ, ИТ-бюджет, ИТ-ландшафт внутри энтерпрайза. Они подбирают подходы под каждого клиента и выстраивают коммуникацию. Да, она сложна и внутри клиента, и на нашей стороне. Договаривается целая команда: кто-то о коммерческих вопросах, кто-то — об организационных, кто-то — о технических, кто-то — с точки зрения пользы и дальнейшего продвижения. Это сложная, командная, организационная работа.

— Какова роль вашей компании в достижении целей клиентов? И какова роль компании на рынке?

Мы даём рынку инструменты и подходы для создания диджитал-продуктов. Мы предлагаем базовый софт для создания таких продуктов, например платформу контейнеризации, без которой в принципе контейнерную разработку делать нельзя. По сути, мы формируем средства производства для диджитал-компаний. Также мы предлагаем подходы к организации процесса разработки и ускоряем процесс адаптации к переходу на диджитал с организационной и технологической точек зрения. С нами компании быстрее проходят путь цифровой трансформации.

— Что помогает вам достигать этих целей?

В первую очередь это глубокая и многосторонняя экспертиза. Мы хорошо знаем и технологию, и то, с какими проблемами сталкивается диджитал внутри компаний, и можем дать клиенту инструменты, чтобы с этим работать. Мы предлагаем технологии, которые позволят ему сделать первые шаги быстро, а дальнейшие шаги не будут связаны с большими потерями и сложностями.

— Почему компетентному специалисту стоит работать в вашей компании?

Хороший специалист мотивирован задачей, которая перед ним стоит. И просто так переманить к себе в компанию человека, не дав ему смысл, тяжело. Смысл деятельности наших специалистов — сделать информационные технологии программируемыми и гибкими. Это значит, что любой софт может подстраиваться под любую задачу быстро. Существует классическая разработка софта, которая длится месяцами и годами. Сейчас же мы начинаем жить в эпоху гибкого софта, который переконфигурируется под задачу. И мы несём эту идею — как создание такого рода софта и переход компаний на его использование, так и создание инфраструктурного софта, который работает по таким принципам. С одной стороны, это полезно для деятельности людей и бизнеса, с другой — это инженерно интересная и красивая задача.

— Какими soft skills, по-вашему, должен обладать инженер?

Инженер должен хорошо понимать бизнес и бизнес-задачу. В этом контексте мне больше нравится слово «деятельность». Инженер должен понимать деятельность, в которой технологии работают, чтобы понимать, как менять технологию и улучшать её. То есть не просто разрабатывать технологию ради технологии, а понимать, как технология создаёт пользу людям, как она включается в бизнес-процессы. Для этого он должен обладать навыками коммуникации, уметь задавать вопросы, не быть сконцентрированным только на своей точке зрения, критически мыслить и в целом иметь гуманитарную подготовку.

— Как бы вы могли охарактеризовать корпоративную культуру вашей компании?

Я бы сказал, это инженерная культура. Наши инженеры совмещают понимание задач деятельности с технологией. Они осознают, что технология важна и она должна работать. То есть и мы, и клиенты должны видеть результат. Я считаю, в этом и есть залог успеха нашей компании.